Статья: Распознавание лжи по мимике и лицу

Лицо как мультисигнальная система содержит огромное количество информации о человеке, и задача верификатора учитывать ее тоже.

Через свое лицо человек передает сигналы трех типов:

  1. Статичные;

Статичные сигналы отражают многие перманентные характеристики лица: цвет кожи, очертание лица, форма лицевых костей и хрящей, жировые отложения, размер, форму и расположение основных элементов лица (бровей, глаз, носа, рта).

  1. Медленные;

Медленные сигналы отражают изменения внешнего вида лица, которые происходят непрерывно с течением времени. Помимо появления постоянных морщин у человека с возрастом происходят изменения мышечного тонуса, текстуры и даже цвета кожи.

  1. Быстрые;

Быстрые сигналы возникают при движении мышц лица, что приводит к кратковременным изменениям внешнего вида лица, смещениям месторасположения и искажению формы основных элементов лица и появлению временных морщин. Эти изменения проявляются на лице в течение нескольких секунд или даже долей секунды.

Классификация типов мимики:

Тип мимики  

Соответствие отражению мимике эмоциональному состоянию

 

Нормокинетическая Мимические выражения по времени и динамике соответствуют мимическим ощущениям.
Гипертоническая Мышцы лица напряженные, в гипертонике, наблюдение мимических реакций затруднено.
Гиперкинетическая Мимические движения хаотичны, реакции атипичные. При наличии гиперкинетического типа мимики анализ эмоционального состояния по выражениям лица НЕ ПРОВОДИТСЯ.

Чтобы не ошибиться при анализе выражений эмоций на лице, необходимо правильно определить тип мимики, присущий человеку, а для этого необходимо установить базовую линию поведения человека, потому что некоторые выражения эмоций на лице или какие-то движения мелких мышц лица могут быть свойственны такому человеку. В этом случае не стоит расценивать эти движения как эмоциональное проявление.

Мимика и ее проявления непосредственно связаны с эмоциями. Когда возникают эмоции, посредством быстрых сигналов лицевые мускулы сокращаются, и происходят видимые изменения внешнего вида лица. У каждой базовой человеческой эмоции есть точное отражение ее на лице. Эмоции, также как и вегетативная нервная система, – эволюционный механизм, сформированный человечеством в течение миллионов лет эволюции. Эмоциями, как и вегетативной нервной системой, произвольно человек управлять не может.

Универсальность проявления эмоций на всех континентах и у всех народов позволяет точно считывать внутренние переживания человека в текущий момент. Наблюдая за людьми в естественных условиях, мы видим, когда человек радуется, печален или испытывает чувство страха или тревоги.

Эмоции – цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул.

Если эмоции – это события со стабилизирующими обратными связями, то они должны стабильно проявляться при предъявлении стимула, т.е. при понимании причины возникновения эмоций, мы можем декодировать внутренние репрезентации человека и зафиксировать их.

Чаще всего эмоции возникают тогда, когда мы ощущаем, правильно или ошибочно, что происходит или вот-вот должно произойти некое событие, способное позитивно или негативно повлиять на наше благополучие.

Возникающая эмоция охватывает человека в течение нескольких миллисекунд и направляет то, что он делает, говорит или думает.

Также эмоции вызывают изменения в нашей ВНС, регулирующей сердечный ритм, частоту дыхания, интенсивность потоотделения и многие другие физиологические изменения. Эмоции также посылают сигналы, вызывающие изменения выражений лица, тона голоса и положения тела. Мы не выбираем эти изменения сознательно, они происходят сами собой.

Мы имеем одинаковые триггеры (эмоциональные раздражители) точно так же, как имеем общие выражения лица для каждой эмоции, но есть триггеры, специфичные не только для данной культуры, но и для какого-то отдельного индивида.

Люди имеют механизмы автоматической оценки, непрерывно сканирующие окружающую обстановку и определяющие, когда происходит что-то важное для нашего благополучия. Автооценивателям может потребоваться чуть больше времени, чтобы оценить любую из вариаций какой-либо темы, с которой мы познакомились в процессе взросления. Чем дальше отстоит вариация от темы, тем больше может пройти времени, прежде чем мы поймем, где происходит рефлексивная оценка.

Собственные триггеры эмоций каждого индивида являются усвоенными и отражают получаемый нами опыт. Но сами темы задаются изначально.

Механизмы автоматической оценки ведут в окружающей нас среде поиск того, что накапливается в базе данных эмоциональной готовности. Зафиксированное в результате естественного отбора может представлять собой не триггеры как таковые, а лишь подготовительный материал, благодаря которому некоторые триггеры смогут сформироваться в этой базе данных.

Эта база данных является открытой, а не закрытой; информация поступает непрерывно. На протяжении жизни мы сталкиваемся с новыми событиями, которые могут интерпретироваться при автоматической оценке как подобные теме или вариации, хранящейся в базе данных, и когда это происходит, то возникает эмоция.

Эмоции могут препятствовать нашему доступу ко всему, что нам известно, к информации, которая была бы в нашем распоряжении, если бы мы не были эмоционально возбуждены, но которая в случае нашего эмоционального возбуждения становится для нас недоступной. Когда мы охвачены неподходящей эмоцией, мы интерпретируем происходящее в соответствии с тем, что мы чувствуем, и игнорируем наше знание, которое не соответствует нашему чувству. При этом мы не пытаемся оспорить правильность причины, по которой мы испытываем конкретную эмоцию; напротив мы стараемся подтвердить ее обоснованность.

В течение какого-то времени мы находимся в состоянии невосприимчивости, когда наше сознание не может усвоить информацию, которая не соответствует, не подкрепляет или не оправдывает испытываемую нами эмоцию. Такое состояние фокусирует наше внимание на текущей проблеме, используя наиболее релевантное знание, способное направлять наши первоначальные действия и подготовку к дальнейшим действиям. Слишком долгий период невосприимчивости способствует искажению того, как мы видим окружающий мир и самих себя.

Одним из тех, кто занимался исследованием эмоций, является Як Панксепп. Исследования Яка Панксеппа в области нейрофизиологии привели его к созданию одной из самых в настоящее время полных теорий эмоций. Основными постулатами его теории являются наличие в головном мозге анатомических структур, схожих у человека и животных, связанных с формированием ограниченного спектра эмоциональных реакций, причем как появляющихся в ответ на внешнюю стимуляцию, так и самостоятельно возникающих. Примитивные эмоциональные реакции человека и животных схожи, но их комбинации в сочетании с социальным научением позволяют значительно расширить спектр эмоционального реагирования.

В настоящее время Панксепп выделяет семь аффективных систем — поиск, ярость, страх, похоть, заботу, панику/печаль, игру.

Поиск (SEEKING) Наиболее примитивной системой является система Поиск (SEEKING), которая служит общей функции нахождения ресурсов. Поиск предполагает общее ощущение того, что нужно что-то делать, нужно двигаться. Хаотичное поисковое движение древних организмов, практически полностью лишенных органов чувств, помогало им находить пищу и благоприятные для жизни условия. Поиск — позитивная эмоция, эмоция освоения и открытия. Любой живой организм, в том числе и млекопитающие, получает удовольствие от самого процесса поиска.
Ярость (RAGE) Система Ярость (RAGE) позволяет нам защищать наши ресурсы. Возможно обозначить данную систему как Раж — возбуждение с негативным оттенком, которое возникает, когда выставлено препятствие. Задача этой эмоциональной системы в том, чтобы помочь организму преодолеть это препятствие. Раж связан с общим негативным возбуждением организма, готовностью к борьбе.
Страх (FEAR) Оценивать опасность и защищать себя помогает Страх (FEAR). Глубокий экзистенциальный страх за свое существование как физической единицы, как живого существа, страх за жизнь. Этот страх — отправная точка для дальнейшего выбора в знаменитой триаде «бежать, замереть или бороться».
Похоть (LUST) Кроме того, быть млекопитающим – это размножаться, и природа не оставляет эту важную функцию на волю случая. Вследствие чего существует система Похоть (LUST). Эта система существенно отличается у мужчин и женщин, хотя есть и общие компоненты. Функция похоти – это появление потомства и продление жизни в следующем поколении.
Забота (CARE) Как следствие, мозг должен быть готов к заботе о младенце, поэтому у человека есть система Забота (CARE). Без ощущения заботы, без каких-то глубинных теплых чувств, которые даже не описать словами и которые возникают у матери к ребенку, человек не смог бы эволюционировать, так как ребенок после рождения не готов к самостоятельной жизни и необходимо создать соответствующий эмоциональный фон, чтобы на какое-то время удержать вместе мать и ребенка.
Паника

Печаль

(PANIC | GRIEF)

У человеческого младенца должна быть система коммуникации для того, чтобы сказать маме – насколько сильно она ему нужна, особенно если он чувствует, что он один. При изучении расстройств, связанных с временным отсутствием матери (separation distress) Яком Панксеппом были идентифицированы нейронные цепи, связанные с системой, названной Паника/Печаль (PANIC/GRIEF). Детеныш потерял мать: у него страх, связанный с потерей, он начинает печально верещать. Ребенок потерялся в магазине, он кричит от страха и одновременно плачет. Это глубинная паника, страх разрыва с матерью, потери.
Игра

(PLAY)

Игра (PLAY) — эмоция, отвечающая за включение в социальную жизнь и помогающая изучить окружающий мир. Приматы не могут получать все социальные правила генетическим путем. У них должна быть система, которая позволяет им узнавать о социальном мире. Игра выполняет эту функцию. Играют все: играют маленькие и большие животные, играют дети и взрослые. Игра — это способ определить границы доступного. Здесь Игра сливается с Поиском. Игра — это и способ получить эмоциональную компетентность, то есть способность понимать свои эмоции и переключаться между ними, способность переходить из одной эмоции в другую. В игре дети учатся сотрудничать, осваивают элементы конкуренции. Эмоция игры всегда позитивна.

Роберт Плутчик, автор психоэволюционной теории эмоций, определяет эмоцию как взаимосвязанную комплексную последовательность реакций, включающую когнитивную оценку, субъективные изменения и возбуждение нервной системы, приводящее к действию. Полученное в результате этой последовательности поведение влияет на провоцирующий его стимул.

Эмоции в теории Плутчика многомерны, размерности включают интенсивность, полярность и сходство. С психоэволюционной точки зрения эмоции в теории Плутчика имеют две функции — передавать информацию о намерениях и возможном поведении и увеличивать вероятность выживания при столкновении с критическими ситуациями.

Базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции

 

Прототипический адаптивный комплекс

 

Первичная эмоция

 

Инкорпорация – поглощение пищи, воды или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма Принятие
Отвержение – реакция отторжения, экскреция, избавление организма от чего-либо непригодного, воспринятого ранее Отвращение
Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения. Поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности. Гнев
Протекция (самосохранение) – первоначально на боль или на угрозу боли. Поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности Страх
Репродуктивное поведение (воспроизводство) – реакции, сопутствующие сексуальному поведению Радость
Реинтеграция (воссоединение) – поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие Печаль, горе
Ориентация (ориентирование) – поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом Удивление
Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды. Поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде. Ожидание, надежда, любопытство

Отечественный физиолог П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э = F (П, (Ин - Ис , …) ) ,

Э – эмоция, ее сила и качество;

П – величина и специфика актуальной потребности;

Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

Ис – информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

(Ин-Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше, чем Ис), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами – когда Ис больше, чем Ин.

Разумеется, возникновение эмоций и особенно появление их внешних экспрессивных признаков зависит и от ряда других факторов, подразумеваемых, но не включенных в явном виде в формулу. К числу известных и существенных факторов, влияющих на возникновение и внешнюю выраженность эмоций, в частности, относятся:

  • Индивидуально-типологические особенности человека, включая так называемый уровень «эмоциональности» (то есть предрасположенности к возникновению эмоций), содержание и состояние мотивационной сферы, волевые качества, компетентность и т.п.; сюда же может быть отнесена характеристика типа психофизиологического реагирования человека на стресс;
  • Содержание и качественные особенности потребностей, одновременно сосуществующих и конкурирующих с актуальной потребностью, которая представлена в формуле;
  • Фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер либо стремительно развивающегося процесса, либо устойчивого состояния, сохраняющегося часами, днями и неделями.

Перечисленные факторы при всем их многообразии обуславливают лишь различные качественные оттенки эмоциональных состояний, тогда как для их первичного возникновения необходимыми и достаточными являются только два пусковых фактора, отраженные в формуле, а именно, наличие потребности и определенной вероятности (возможности) ее удовлетворения.

Понятие потребности в определенной степени является ключевым для всех наук о человеке, так как отражаемое в нем явление выступает основной движущей силой всех биологических, психических и социальных процессов, исходным пунктом организации целенаправленной деятельности человека.

  • Потребность причастного – ввести проверяющего в заблуждение.
  • Потребность непричастного – доказать свою невиновность.

Любое поведение человека, его психическая деятельность, включая эмоции, мышление и волю, формируются на базе потребностей в веществе, энергии и информации.

По определению П.В. Симонова, «потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире». Соответственно «поведение есть такая форма жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность».

Если переформулировать это строго научное определение другими словами, то можно сказать, что потребность представляет собой основную силу, движущую поведением и деятельностью человека, определяющую все его поступки. В процессе удовлетворения своих потребностей люди взаимодействуют с окружающей их природой и социальной средой. Непременным условием удовлетворения потребностей является вооруженность человека соответствующими средствами, способами, знаниями, умениями и навыками. Отчасти такая вооруженность является врожденной, и тогда ее называют способностями. Однако главным образом, эта вооруженность приобретается в процессе индивидуального развития человека в результате собственной практической деятельности и усвоения им опыта предшествующих поколений. Поэтому, говоря об основах поведения, правильнее будет иметь ввиду потребности, вооруженные одновременно информацией о путях и способах их удовлетворения.

 Эмоции в сочетании с критериями, на основе которых человек оценивает внешние и внутренние стимулы

 

Соответствует критериям

 

Не совсем соответствует критериям

 

 

Совсем не соответствует критериям

 

 

Не может соответствовать критериям

 

Эмоции

Радость Гнев Удивление Печаль
Презрение Отвращение Страх

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки, они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим, и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, быть значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём».

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно. Настроение может быть вызвано получением интенсивного эмоционального опыта. Кроме того, настроения выполняют функцию поддержания нашей готовности к получению такого опыта в еще в больших объемах. Наши эмоции оказываются более сильными и продолжительными в том случае, когда мы находимся в соответствующем настроении.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Уровни эмоциональной сферы человека по глубине и древности развития эмоций

Когнитивный уровень (neocortex) ·         Позор;

·         Вина;

·         Стыд;

·         Смущение;

·         Обида;

·         Тоска;

·         Разочарование;

·         Тщеславие;

·         Сожаление;

·         Скука;

·         Эйфория.

Анатомическая группа ·         Печаль;

·         Гнев;

·         Страх;

·         Отвращение;

·         Презрение;

·         Радость;

·         Удивление.

«Глубинный», древний уровень ·         Seeking (поиск);

·         Rage (раж – ярость);

·         Fear (страх);

·         Lust (похоть);

·         Care (забота);

·         Panic/Grief (паника/печаль);

·         Play (игра).

Базовые эмоции – эмоции, которые одинаково проявляются у представителей различных культур, проживающих на разных континентах.

Все базовые эмоции имеют структуру, критерии и причину возникновения.

Критерии базовых эмоций:

  • Имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
  • Проявляют себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
  • Влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;
  • Возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
  • Оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат для его адаптации.

Если присмотреться к лицу, то оно регулярно меняется, человек таким образом выдает огромное количество информации от истинных переживаний до желания скрыть свое эмоциональное состояние. Эмоции могут меняться, может меняться их интенсивность, однако в первую очередь они проявляются у нас на лице.

В зависимости от уровня переживания и скорости возникновения, эмоция может отражаться полностью, быть смазанной или представляться в смешанной форме. Эмоции, так или иначе, всегда транслируются на одном из этажей человеческого лица. Отражение эмоции, либо ее части на одном из этажей лица называется верными признаками эмоции. Микровыражения эмоций могут являться признаками лжи говорящего.

Микровыражения – короткие непроизвольные выражения лица, проявляющиеся на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Это быстрые, интенсивные выражения скрытых эмоций. Микровыражения являются верными признаками того, что человек что-то скрывает истинные эмоции. Эти проявления дают полную картину скрываемых эмоций, но настолько мимолетную, что ее обычно не успевают заметить.

Длительность выражения не подавляемой эмоции составляет от ½ до 4 секунды. Длительность микровыражений составляет менее ¼ секунды, а менее 1% микровыражений – менее 1/30 секунды.

Мимические эмблемы – сигналы, значение которых является специфичным невербальным эквивалентом обычного слова или фразы. Эти эмблемы похожи на выражения лица, отображающие эмоции, но при этом, с точки зрения наблюдаемого их человека, они обладают достаточными отличиями для того, чтобы он понимал, что другой человек, использующий эти эмблемы эмоций, не испытывает соответствующих чувств, а просто ссылается на такую эмоцию.

Мимические сигналы лица также могут использоваться в качестве «знаков препинания».

Мимические манипуляции включают в себя такие действия, как покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек и т.д.).

Выражения эмоций на лице человека одинаковы, причем эти проявления одинаковы и для мужчин, и для женщин вне зависимости от кросс-культурных различий.

Мышцами лица очень сложно управлять. Найдется немного людей, способных контролировать пластику лица, а потому, при достаточной тренировке можно легко увидеть на лице человека верные признаки эмоций.

Правила отображения – правила, которые люди узнают, начиная с детского возраста, о необходимости управлять проявлениями конкретных эмоций в конкретных ситуациях и обстоятельствах. Усвоенные правила отображения начинают действовать как привычки.

Таким образом, наедине с собой человек врожденные выражения эмоций, а на людях – управляемые выражения

Правила наблюдения лица:

Чтобы верификатор эффективно распознавал и кодировал эмоциональные состояния исследуемого человека, важно понимание, чему уделить внимание при наблюдении лица, а также соблюдение основных правил объективного анализа лица.

  1. Необходимо учитывать контекст;

Одинаковое выражение лица в различных контекстах воспринимаются партнером по эмоциональной коммуникации не равнозначно, что может нарушить объективность восприятия. Под контекстом подразумевается влияние на восприятие множества факторов, таких как направленность освещения, наклон головы и направление взгляда, также контекстом является собственное эмоциональное состояние воспринимающего эмоции человека (например, человек в сниженном настроении лучше видит печаль, чем презрение, человек враждебный лучше видит презрение, а человек в позитивном настроении презрение видит плохо), а также сознательное, целенаправленное использование эмоциональных масок (сочетание печали и презрения, демонстративное поднятие подбородка и т.п.).

  1. Существуют особенности лица, которые влияют на наше восприятие человека;
  • Анатомическое соотношение ширины лица к его высоте (width-to-height ratio). Чем больше это соотношение, тем более мужественным, солидным и внушающим доверия оно воспринимается. Хотя это не имеет никакой взаимосвязи ни с поведенческими, ни с характерологическими особенностями, а свидетельствует только о том, человек с более широким лицом больше подвергался воздействию тестостерона в утробе матери;
  • Более контрастное лицо воспринимается как более женственное, что может привести к неверной атрибуции черт характера и особенностей поведения (например, мужчина с контрастным лицом может восприниматься как более эмоциональный, «тонко чувствующий»).
  1. Необходимо учитывать механизм адаптации восприятия;

Привыкание к определенному типу мимической активности человека ведет к исключению этой активности из сферы восприятия. Так родственники депрессивных пациентов, даже профессионалы-психиатры, могут не замечать изменений состояния пациента — они привыкают к мимике депрессивного характера.

Для того, чтобы максимально объективизировать оценку эмоциональных реакций наблюдатель анализирует лицо по сегментам. Что обязательно должно наблюдаться на лице, на чем фиксировать внимание верификатору? Это стоит делать на следующих элементах:

Схема анализа базовой линии

 

Лицо

Ситуация и окружение ·         Правила выражения (общественные);

·         Профессиональные требования;

·         Требования текущей ситуации.

Индивидуальные особенности ·         Анатомические факторы (высота скул, как глубоко посажены глаза, подкожная жировая клетчатка, как прикреплены мышцы);

·         Разница в опыте и в том, что вызывает конкретную эмоцию;

·         Личные правила выражения.

Индивидуальные стили выражения эмоций Сдержанно или открыто выражает эмоции, создается ли впечатление, что, демонстрируя эмоцию, не осознает этого, заменяет ли одну эмоцию другой или нейтральным выражением лица, демонстрирует ли фиксированное выражение лица как ответ на внешний раздражитель?

Частота моргания

 

Голова

·         Наклонена ли голова вбок, слегка назад или вниз?

·         Веки, положение верхнего и нижнего века;

·         Лоб: морщины, наличие и глубина.

·         Естественное положение бровей.

·         Интенсивность глазного контакта.

·         Как двигаются глаза при сборе информации.

·         Глубина и форма носогубных складок;

·         Губы расслаблены? Какой они формы?

·         Форма рта.

·         Разглажена ли спинка носа.

·         Положение подбородка;

 Для того, чтобы фиксировать изменения, необходимо понимание нейтральных позиций по основным зонам лицевых движений:

  1. Рот;

При анализе формы рта целесообразно ориентироваться на линию «комиссура — стомион — комиссура».

Если мышцы области рта расслаблены, то концы этой линии никогда не будут выше центральной точки рта.

  1. Брови;

Брови в нейтральном положении не смещаются ниже горизонтальной линии, проходящей через верхнюю складку на середине верхнего века.

  1. Верхнее веко;

Верхняя граница верхнего века на волос перекрывает радужную оболочку (от верхнего края радужной оболочки до верхнего края зрачка.) Нижняя граница верхнего века всегда проходит по верхней границе зрачка.

  1. Нижнее веко;

Крайне важный сегмент лица – маскируемую эмоцию страха часто возможно увидеть только на основании анализа напряжения нижнего века. Нижняя граница нормального, расслабленного века на толщину волоса ниже радужной оболочки (сразу под радужной оболочкой). Верхний предел — на толщину волоса перекрывает радужную оболочку.

При анализе лица также необходимо регистрировать и анализировать наличие искусственных изменений: признаков аномальной пигментации, травм, пластических операций, введения филеров и медикаментозной коррекции мимики (препараты на основе ботулинового токсина).

В связи с влиянием на интенсивность проявления мимических реакций у пожилых людей необходимо отмечать разновидность типа старения. В практическом плане целесообразно рассматривать два типа старения: деформационный и мелкоморщинистый.

  • Деформационный – демферирует мимические выражения, делает их несколько стертыми (слева);
  • Мелкоморщинистый – подчеркивает мимические выражения (справа).

Эмоция печали

Причина: невосполнимая утрата значимого критерия.

Аналоги: грусть, тоска, ностальгия, уныние, безнадежность, скорбь.

Последствия: заторможенность, сокращение коммуникаций.

Как выглядит:

  1. Брови (внутренние уголки бровей приподняты кверху и могут быть слегка сведены);
  2. Веки (верхние веки слегка опущены);
  3. Рот (уголки губ опущены вниз, губы расслаблены или подрагивают).

Надежный сигнал: внутренние углы бровей подняты вверх, углы губ направленны вниз.

Признаки фальши: отсутствие верных признаков в районе лба.

Характеристики:

  • Прошлое. Все уже случилось;
  • Большие временные рамки и традиции. Принятие их;
  • Пассивное участие без стремления что-то изменить;
  • Наличие ресурса в прошлом, ассоциация в прошлый ресурс;
  • Жесты направлены вниз, кивки головой, общая медлительность;
  • Диссоциация от ресурса в настоящем;
  • Утеря критерия в настоящем (сейчас нет);
  • Замедление речи, к концу фразы замирание телом и замедление жестов;
  • Рефлексия, анализ, размышления, философствование;
  • Эмоциональное участие (рамка «мы», эмоции);
  • Долженствование (должен, необходимо, вынужден, обязан);
  • Процедуры (сначала, потом, в конце);
  • Обобщения (всегда, все, обычно, никто и др.).
  • Противопоставление «тогда – сейчас». Раньше лучше, дальше только хуже;

В печали страдания переживаются приглушенно, т. е. более спокойно.

Ввергнуть в печать может что угодно, но чаще всего люди печалятся о потерях. Потери благоприятных возможностей, выгод, непредвиденные обстоятельства или пренебрежение другими людьми.

Печаль редко бывает кратковременной, обычно она длится от нескольких минут до нескольких дней и даже лет.

Печаль пассивна. Печальные люди не желают действовать, остаются неподвижными.

Эмоция гнева

Причина: угроза значимому критерию, которую можно и нужно устранить.

Аналоги: раздражение, ярость, неистовство, ненависть.

Участие: активное.

Время: прошлое – настоящее.

Последствия: вербальная и невербальная агрессия.

Как выглядит:

  1. Брови (брови опущены и сведены, вертикальные морщины между бровями);
  2. Веки (веки напряжены, глаза смотрят пристально, нижнее веко может быть приподнято);
  3. Рот (губы могут быть плотно сжаты, либо могут быть разжаты, но тогда рот имеет прямоугольную форму).

Надежный сигнал: губы сжаты, углы губ смещены вниз.

Признаки фальши: отсутствие движений крыльев носа и отсутствие горизонтальных морщин на лбу.

Характеристики:

  • Перечисление деталей и повторения;
  • Угроза критерию в настоящем (прямо сейчас);
  • Активные вопросы и самостоятельные ответы на них;
  • Процедуры (сначала, потом, в конце) с нарастанием интенсивности;
  • Указание на факторы, угрожающие критерию;
  • Жестикуляция ступенчатая, относительно приближения человека;
  • Концентрация на настоящем моменте и/или дискомфорте;
  • Отрицание позитива. Предложение негативных мыслей, усиление негатива;
  • Ускорение темпа и ступенчатое усиление громкости речи, ритм;
  • Глаголы действия, простые внушения на конкретные действия;
  • Указание на то, что происходит без учета желания человека;
  • Долженствование (нельзя, не должно);
  • Противопоставление (одно – другое);
  • Периодическая диссоциация от ресурса

Действия, вызванные гневом, скорее всего, будут направлены на удаление препятствий посредством физической и вербальной агрессии.

Замечание: при проявлении гнева изменения происходят по всему лицу. Если это не так, то выражение остается неясным. Нужна дополнительная информация.

Эмоция удивления

Причина: факты, не соответствующие модели мира.

Аналоги: потрясение, интерес, оживление.

Время: настоящее.

Последствия: замешательство.

Как выглядит:

  1. Брови (изгибаются и приподнимаются);
  2. Глаза (широко открыты, видна узкая полоска склеры между верхним веком и зрачком);
  3. Веки (нижние веки расслаблены, верхние приподняты);
  4. Лоб (поперек лба могут быть горизонтальные морщины);
  5. Рот (рот расслаблен, нижняя челюсть опускается, размыкаются губы).

Признаки фальши: напряжение в губах, губы сомкнуты или уголки оттянуты назад.

Характеристики:

  • Активность, неусидчивость;
  • Говорливость, иногда доходящая до навязчивости;
  • Утрирование позитивной и негативной информации;
  • Жесты быстрые, резко прерывающиеся, «всплески»;
  • Поиск нового. Обращение внимания на то, что не знал;
  • Ускоренный темп речи, высокий тембр с повышением на концовке;
  • Простая речь, отсутствие сложных слов и фраз. Короткие предложения;
  • Вопросы открытые, расширяющие коммуникацию;
  • Вопросительная и восклицательная интонация;
  • Обращение внимания на детали, а не на общий фон;
  • Исключительность события (такое бывает редко), уникальность, особенность.

Удивление – самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и поразмыслить о том, удивляет вас произошедшее или нет, это означает, что вы не испытали удивления. Удивление исчезает так же быстро, как и возникло.

Эмоция страха

Причина: факторы, угрожающие критерию, на которые невозможно повлиять.

Аналоги: беспокойство, опасение, настороженность, тревожность, испуг, ужас.

Время: настоящее.

Последствия: замешательство, ступор, прерывание коммуникации.

Как выглядит:

  1. Глаза (открыты и напряжены);
  2. Веки (верхние веки подняты, обнажая склеру, нижние веки растянуты и напряжены, закрывают часть радужной оболочки);
  3. Брови (приподняты и слегка сведены, морщины только в центральной части лба);
  4. Рот (рот приоткрыт, губы напряжены и, возможно, сильно оттянуты назад).

Надежный сигнал: брови приподняты и стянуты вместе.

Признаки фальши: отсутствие морщин в районе лба.

Характеристики:

  • Будущее (будет, случится, указание на период в будущем);
  • Многократность (накопление) возможных неприятностей;
  • Пассивность (может случится, никто не скажет, нас не спросят, узнаем по факту);
  • Разнообразие множества мелких жестов и движений;
  • Демонстративная причастность к возможным неудачам;
  • Угроза критериям в будущем;
  • Указание на негативные возможности без конкретики (опущения, обобщения, искажения);
  • Ускоренная высокая речь, с немотивированными паузами;
  • Концентрация на независящих обстоятельствах;
  • Эмоциональное участие (рамка «мы»);
  • Неконкретные фразы, предложения, глаголы;
  • Неопределенность (что-нибудь, что-то, мало ли что);
  • Противопоставление (может, будет – может, нет).

Люди боятся причинения любого вреда. Вред может быть физическим, моральным или тем и другим одновременно. Физический вред может быть самым разным – от незначительного, до тяжелого, угрожающего жизни человека. Моральный вред – тоже варьируется от незначительного, вроде обид, до серьезных душевных травм.

Эмоция отвращения

Причина: нарушение значимого ассоциированного критерия.

Аналоги: омерзение, гадливость, неприязнь.

Время: настоящее.

Последствия: сокращение коммуникации, отстройка, диссоциация.

Как выглядит:

  1. Рот (верхняя губа приподнимается, нижняя губа может быть придвинута к верхней или же выпучена и слегка выдвинута вперед);
  2. Нос (сморщивается, щеки приподнимаются);
  3. Брови (опускаются (несущественно));
  4. Веки (нижние веки поднимаются, образуются морщинки под нижними веками).

Надежный сигнал: губа поднята.

Признаки фальши: нижние веки напряжены, отсутствие изменений в дыхании.

Характеристики:

  • Стабильность и отсутствие;
  • Частые пожатия плечами, «кистевые жесты»;
  • Стабильность и отсутствие бурной активности, рывков;
  • Пассивность и рефлексия. Отсутствие желания к какому-либо напряжению;
  • Движения и жестикуляция скупые, размеренные;
  • Выраженная диссоциация и отторжение вовлечения;
  • Нарушение, мелкое или крупное, всех критериев;
  • Постановка под сомнение всех имеющихся возможностей, целей и планов;
  • Акцент на несоответствие норме, правилам и принципам;
  • Медленная монотонная речь с носовым акцентом;
  • Концентрация на простых желаниях и удовольствиях;
  • Выраженный скепсис к происходящему;
  • Обобщения и сходства (все, как обычно, опять, у всех);
  • Цинизм, черный юмор, ненормативная лексика.

Отвращение обычно подразумевает реакцию отталкивания и уклонения, целью которой является удаление объекта от индивида или уклонение индивида от контактов с объектом.

Часто отвращение используют для маскировки гнева, потому что в некоторых обществах существует табу на проявление гнева.

Эмоция презрения

Причина: сравнение удовлетворения и нарушения критерия.

Аналоги: пренебрежение, надменность.

Время: прошлое – настоящее – будущее.

Последствия: ролевые взаимоотношения.

Как выглядит:

  1. Рот (приподнятый уголок рта с одной стороны);
  2. Лицо (лицевая асимметрия).

Надежный сигнал: асимметричность лица

Характеристики:

  • Интерес к фактологии и конкретной информации;
  • Смена рефлексии и задумчивости на активность;
  • Тенденция к подчеркиванию собственной значимости и статуса;
  • Поиск легких, но комплексных решений;
  • Нежелание близкого контакта, отстройка;
  • Неровный темп речи: то быстро, то медленно, с паузами;
  • Подчеркивание сильных сторон и утрирование слабых;
  • Стремление к фактам и «цифровым» данным;
  • Расчетливость и логические аргументы;
  • Часто сравнение: лучше – хуже, проще – сложнее и др.
  • Использование сравнительных прилагательных: хуже, лучше и др.

Презрение во многом родственно отвращению, но имеет и свои отличия. Презрение можно испытывать только к людям и к их поступкам, но не к вкусам, запахам или прикосновениям. Проявляя в своей неприязни к людям и их поступкам элемент пренебрежения, вы ощущаете по отношению к ним свое превосходство. Их поведение отвратительно, но вы, испытывая к ним презрение, не обязательно порываете отношения с ними.

 Эмоция радости

Причина: удовлетворение всего, что хочет человек

Аналоги: восторг, ликование, блаженство, восхищение.

Последствия: расслабление, коммуникабельность.

Как выглядит:

  1. Веки (нижние веки подняты и расслаблены, под ними видны морщинки);
  2. Глаза (морщинки в виде гусиных лапок идут от внешних уголков глаз к вискам);
  3. Щеки (щеки приподняты);
  4. Рот (уголки рта оттянуты назад и вверх).

Надежный сигнал: морщины в форме «вороньей стопы» у наружных углов глаз.

Признаки фальши: напряжение мышц вокруг глаз. Движение/напряжение бровей. Напряжение скул и мышц нижней челюсти.

Характеристики:

  • Подтверждение удовлетворения критериев и целей. Легкость и простота;
  • Настоящее и будущее;
  • Активное участие (это твое, это ты…) и ассоциация в ресурс в настоящем;
  • Жесты быстрые, резко прерывающиеся, «всплески»;
  • Контраст между ожиданиями и событием;
  • Ускоренный темп речи, высокий тембр с повышением к концу;
  • Простая речь, отсутствие сложных слов и фраз. Короткие предложения;
  • Вовлечение других людей в события и коммуникацию;
  • Желание (хочешь, можешь) и их позитивные последствия;
  • Расширение возможностей, появление перспектив;
  • Исключительность события, уникальность и особенность

Радость – это эмоция, которую хотят испытывать большинство людей. Людям нравится быть радостными, поскольку это позитивная эмоция.

Эмоциональные реакции опрашиваемого на поведенческие стимулы верификатора

 

 

Верификатор верит

 

 

Верификатор не верит

 

 

Правде

 

 

Лжи

 

 

Правде

 

 

Лжи

 

Причастный ·         Удовольствие

·         При наличии признания – расслабление

·         Презрение

·         Облегчение

·         Восторг надувательст-ва

·         Гнев

·         Удивление

·         Обида

·         Фальшивое удивление

·         Страх разоблачения

·         Отвращение

Непричастный ·         Радость (сенсорное удовольствие), облегчение

·         Удивление

·         Несогласие

·         Гнев

Опрашиваемое лицо сообщает верификатору некую информацию. Верификатор говорит, что верит ему. Причиной появления эмоции радости является удовлетворение критериев. Наблюдая на лице человека радость, мы можем в этом случае с полным основанием говорить о непричастности человека к расследуемому событию.

Если человек причастен, и мы сообщаем ему, что мы ему верим, естественно возникает иная эмоция – презрение или его аналоги. В основе эмоции презрения лежит механизм сравнения критериев. Причастный на бессознательном уровне, как бы говорит себе «Я круче, я переиграл верификатора». На практике, когда нужно проверить причастность или непричастность к совершению преступления, после показаний или рассказа, предъявляйте после паузы следующий стимул: «Вы знаете… Я вам верю!» и следите за реакцией. Как правило, у непричастного проявляется искренняя улыбка радости, она может быть слабозаметной. У причастного, даже с высоким уровнем самоконтроля, эмоция презрения, сопровождаемая телесной асимметрией, проявляется всегда. У психопатологических личностей презрение сопровождается плохо скрываемым самодовольством.

При неожиданном заявлении непричастному человеку, что он лжет, как правило, проявляется сначала удивление, которое перерастает в негодование, гнев. Эмоция удивления свидетельствует о том, что он не осознавал и не догадывался о возможности предстоящего обвинения во лжи (преступлении), этого у него не было в его картине мира. Эмоция удивления самая короткая, она длится около секунды, дальше она переходит в иную эмоцию. У непричастного это – гнев на лицо, сообщившее данную информацию. В случае тревоги и беспокойства, непричастный отрицает свое участие в виде невербального признака «несогласие». Подбородок приподнят вверх, он смотрит на верификатора как бы свысока. Много эмблем, демонстрирующих отрицание.

Если верификатор заявляет причастному человеку о том, что он ему не верит, то, как правило, возникает в большинстве своем страх, замирание в одной позе, нейтрализация всех невербальных действий. Возможно проявление фальшивого удивления, которое длится больше секунды, проявляется несвоевременно, и впоследствии переходит снова в состояние тревоги и проявляется в виде страха на лице.

Понимая причину возникновения эмоций и их значение, предъявляя опрашиваемому лицу правильные вопросы, верификатор по реакциям человека может также делать выводы о правдивости или ложности его высказываний. Однако нужно помнить, что лицо очень обманчивый канал информации и при его использовании необходимо все тщательно проанализировать и многократно перепроверить.

Фальшивые эмоции

Еще одним из важных признаков, на которые необходимо обращать внимание верификатору, – это на проявление фальшивых эмоций, которые также являются информацией о наличии обмана.

 Способы демонстрации фальшивых эмоций:

  1. Смягчение;

При смягчении выражения лица лжец добавляет к уже существующему выражению лица некий дополнительный сигнал-комментарий. Для смягчения выражения лица чаще всего используется улыбка; она добавляется в качестве маскировки к любым негативным эмоциям, в случае детекции лжи к страху или презрению. Такая улыбка сообщает верификатору, что опрашиваемое лицо держит себя в руках и контролирует себя. Помимо улыбки может к основному выражения лица может примешиваться некая дополнительная эмоция.

Если опрашиваемое лицо в случае его причастности к расследуемому событию проявляет страх при вопросах верификатора, то может добавить к своему выражению лица элемент отвращения или презрения в качестве направляемого верификатору сообщения о том, что он противен или отвратительно из-за того он сейчас испытывает неловкость или страх. Сама эмоция и сила испытываемой им эмоции не изменяется по своей интенсивности, как при модулировании, и не оказывается скрытой или замененной на выражение не испытываемой им эмоции, как при фальсификации.

Смягчение выражения – наиболее умеренная форма фальсификации эмоции и управления своим состоянием и лицом. Оно искажает выражение лица очень мало, и искажение передаваемого сообщения оказывается минимальным, а свидетельства смягчения являются для верификатора достаточно очевидными.

  1. Модулирование;

При модулировании выражения лица лжец корректирует его интенсивность. Просто усиливается или ослабляется интенсивность сообщения. Есть три способа модулирования выражения лица:

  • Изменение количества вовлекаемых областей лица;
  • Изменение длительности сохранения выражения;
  • Изменение амплитуды сокращений лицевых мускулов.

Обычно, когда люди модулируют, то есть усиливают или ослабляют выражения своих эмоций, лжецы используют все три метода.

  1. Фальсификация;

Есть три способа фальсификации:

  • Симуляция (лжец демонстрирует ту эмоцию, которую не испытывает);
  • Нейтрализация (лжец не показывает ничего, когда в действительности испытывает какую-то эмоцию);
  • Маскировка (лжец скрывает испытываемую эмоцию под выражением другой эмоции, которую в действительности не испытывает).

В случае симуляции лжец пытается создать впечатление, что действительно переживает какую-то эмоцию, когда фактически не испытывает никаких эмоций. Это поведение свойственно людям истероидного типа. При их причастности они демонстрируют большое число эмоций переживания и горя, хотя на самом деле их не испытывают, проверяя верификатора на эмоциональное вовлечение.

Для симулирования эмоций, такие люди вспоминают и воспроизводят ощущения того, как выглядит эмоциональное выражение на лице, как выглядит пантомимика и жестикуляция, беря информацию как бы «изнутри», чтобы сознательно демонстрировать верификатору нужное эмоциональное послание. Это называется симуляцией.

Нейтрализация полностью противоположна симуляции. Опрашиваемое лицо испытывает сильную эмоцию, но пытается выглядеть так, будто не испытывает ничего, кроме равнодушия. Нейтрализация — это предельная форма контроля и подавления эмоции, при которой выражение лица модулируется так, чтобы интенсивность отображения переживаемой эмоции была нулевой. Обычно у опрашиваемого лица проявляется маска безразличия.

Осуществить нейтрализацию достаточно сложно, особенно если эмоциональную реакцию вызвало какое-то серьезное обстоятельство. При использовании нейтрализации опрашиваемое лицо выглядит чересчур одеревеневшим или напряженным, что, достаточно заметно профессиональному верификатору и, как правило, к такому типу поведения прибегают эмотивы или эпилептоиды.

При маскировке опрашиваемое лицо симулирует эмоцию, которую в действительности не испытывает, чтобы замаскировать или скрыть истинную, которую испытывает в данный момент. Лжецы прибегают к маскировке, потому что им проще скрыть одно выражение лица под другим, чем пытаться не выражать на лице ничего и не быть пойманным при использовании нейтрализации. Как правило, лжецы маскируют одну негативную эмоцию другой.

Четыре аспекта выражения лица, которые говорят о том, что человек контролирует проявление различных эмоций на своем лице:

  1. Морфология лица;

Человек, контролирующий выражение лица, управляет своим лицом в большей степени в области рта, вокруг рта и губ и в меньшей степени – в области глаз-век и бровей-лба.

  1. Временные характеристики выражения эмоции на лице;

Временные характеристики включают в себя три элемента:

  1. Период проявления (как быстро эмоция появляется на лице);
  2. Длительность (как долго эмоция сохраняется на лице, прежде чем она начнет затухать или сменяться другой эмоцией);
  3. Период исчезновения (как быстро исчезает эмоция).

Если временные характеристики эмоций не соответствуют контексту, в котором данная эмоция проявляется, то с большой долей вероятности можно говорить о том, что эта эмоция является фальшивой.

  1. Место проявления эмоции в ходе бесед;

Если выражение лица не синхронизировано с движениями тела, то в данном случае это может быть фальшивая эмоция.

  1. Микровыражения;

Так как микровыражения появляются в тех случаях, когда человек подавляет в себе проявления эмоции, то данные фрагменты выражений могут указывать на то, что человек управляет своим выражением лица.

Все четыре аспекта должны интерпретироваться с учетом социального контекста.

Синестезии каналы передачи внутренних переживаний во вне. Они также могут помочь верификатору определить, лжет ли опрашиваемое лицо или нет. Для этого необходимо отследить, где глазами во внешнем мире он располагает правду, а где – ложь, где он располагает хорошие воспоминания, а где – плохие. При этом необходимо откалибровать человека, задавая ему нейтральные вопросы. Смена синестезий может говорить о том, что человек начал обращаться к другому опыту, нежели раньше.

Таким образом, распознавать ложь по мимике и эмоциям достаточно сложно, поэтому к такому подходу следует относиться крайне осторожно. Для распознавания лжи лучше всего использовать провокационные вопросы и отслеживать реакцию мимики на него. В этом случае реакции лица могут быть максимально заметными и значимыми.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий